«Укрощение электричества» или Постройка первой электрической авиамодели
Летаем мы давно и на всем, летаем много, но… на ДВС. Частенько на
полеты я брал своего сына, он откровенно скучал на полетах. В больших
самолетах и двигателях он видел что-то шумное, извергающие масло и дым,
«опасное для здоровья». Видимо, испуг громким звуком внезапно
заработавшего двигателя, в глубоком детстве, давал о себе знать.
Первый раз я увидел горящие глаза сына после того, как мы побывали на
соревнованиях электрогонок. Его вдохновили эти небольшие и малошумные
летательные аппараты. После показательных полетов электроакробатов, он
подошел ко мне и сказал, что это самое то – электрички рулят!
Вообще, нужно признаться, что самолеты на электротяге, меня,
закоренелого ДВС-ника, не вдохновляли, воспринимались исключительно как
игрушки. Но, посмотрев, насколько вперед шагнула индустрия производства
комплектующих для электричек, в первый раз задумался о возможности и
этого направления в моем хобби. Тем более, что ребенок изъявил желание
летать именно на таких авиамоделях.
Недолго думая, мы приобрели комплект электричества для будущего самолета в составе:
- электрический двигатель: KA22-15M;
- регулятор оборотов: HiModel FLY-20A;
- аккумуляторная батарея: Zippy-R 21C 2200 мА (2 шт. чтоб небыло простоев в полетах);
- рулевые машинки: HXT 900 9 г;
- воздушный винт: GWS 10x5 (2 шт. на всякий случай).
По дороге домой, а это без малого 500 км, мы начали обсуждать, какая
должна быть наша первая электрическая авиамодель. Она должна отвечать
определенным требованиям, да и вообще помочь нам разобраться, что же это
такое - электричество в авиамоделизме?
Выделили несколько основных требований:
- модель должна быть очень простой, так как делать будем вместе;
- модель не должна быть чистым тренером (с одной стороны - на ней
сын должен был «встать на крыло», с другой - управление ею должно было и
мне приносить хоть какое-то удовлетворение);
- в строительстве применяем только обычные, неспециализированные материалы;
- максимально сжатые сроки на строительство (время потому что предотпускное).
Исходя из вышесказанного, вечером, на обычном листочке, набросали эскиз будущего электролета.
Далее вычертили чертеж 1:1 на подложке от пленки «Оракал».
Очень удобная оказалась бумага, на обратной стороне она имеет разлинованную сетку 10х10 мм, что упрощает вычерчивание.
Для постройки будущего «суперджета», была приобретена потолочная
плитка, в количестве одного квадратного метра (несерьезный какой-то
материал, как показалось мне). Рейки, различного сечения, напилили тут
же, из прямослойной сосны. Клей, какой был - ПВА «Мастер».
Крыло
Крыло – это серьезная вещь! Это то, что будет держать всю нашу
конструкцию в воздухе. Так как я никогда в жизни не делал электролетов,
конструкцию применил проверенную десятилетиями – наборное крыло. Профиль
довольно толстый, двояковыпуклый Eppler 478. С помощью программы
«Profili», распечатали пару шаблонов, вырезали, собрали пакетом и
обработали наши будущие нервюры. Понадобилось четыре рейки - передняя и
задняя кромки 5х5 мм, лонжероны 5х2 мм.
Сборка крыла никаких трудностей не вызывает: все собираем на кухонном
столе, прямо на чертеже, фиксируем булавками, нитками и грузом сверху.
Оставляем сохнуть.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение, тоже, я вам доложу, нужная штука, направлять
будет, куда лететь. Конструкция – без излишеств. Расчерчиваем контуры
прямо на пенопласте, вырезаем ножом и окантовываем рейками на ПВА.
Как вы видите, руль высоты и руль поворота довольно развитые, это
позволит нам выжать все пилотажные способности из этого «тренера», а
кому лишнее – двойные расходы есть, зажмем. По такой же методике клеим
элероны.
Пока все это дело сохнет, займемся фюзеляжем.
Фюзеляж
Фюзеляж – вообще необходимая вещь в нашем самолете! Это место, где
будет располагаться вся начинка, поэтому фюзеляж решили делать
нормальным – объемным. Еще на стадии чертежа было заложено, что
строительной основой будет низ фюзеляжа, он будет ровным. Это позволит
нам сделать его максимально прямым, при этом минимизировать ошибки
сборки.
Фюзеляж собирается также на чертеже. Три шпангоута, выпилены из
легкой фанеры. За первый будет держаться наш безколлекторный двигатель, а
за второй и третий - крыло. Четыре рейки 3х3 пропустили вдоль, связали,
так сказать, все воедино. Далее, приклеиваем к получившийся основе
низ. Промазываем рейки клеем и кладем на кусок пенопласта, придавив
сверху грузом. Затем приклеиваем боковины. Уже похоже на фюзеляж!
Пусть сохнет, пойдем, посмотрим, что там с крылом.
Крыло уже высохло. Отрезаем все лишнее, обрабатываем кромки, вклеиваем в центроплан место под рулевую машинку.
Вырезаем «ушки» для крепления крыла к фюзеляжу и приклеиваем их.
Крепление крыла к фюзеляжу может быть и совершенно другим, но для нас
такой вариант оказался самым простым. Крыло, через эти уши,
просто-напросто прикручивается саморезами к фюзеляжу! Еще нам нужно
обклеить нервюры полосками бумаги, во избежание разъедания их клеем
«Момент» при обтяжке пленкой.
Теперь вернемся к нашим рулям
После высыхания клея, отрезаем все лишнее, обрабатываем хвостовое
оперение и элероны наждачной бумагой. Теперь можно вклеить киль на свое
место в фюзеляж. Стабилизатор лучше всего вклеивать тогда, когда крыло
встанет на свое место в фюзеляже. Только так мы добьемся точной
установки стабилизатора относительно крыла, а это очень важно, от этого в
дальнейшем будет зависеть, насколько ровно у нас полетит самолет.
Опять фюзеляж
Хотя наш фюзеляж уже и приобрел почти законченный вид, нам еще нужно
над ним поработать. Вклеиваем фанерную вставку для крепления шасси.
Размечаем и прорезаем места для рулевых машинок, а их мы ставим
непосредственно возле рулей. Для крепежа серво, приклеиваем рейки. Также
приклеиваем ко второму и третьему шпангоуту кусочки реек, за которые мы
будем крепить крыло. Просверливаем отверстия в переднем моторном
шпангоуте, для охлаждения регулятора и батареи.
Нужно отметить этот момент особо. Многие, делая каналы охлаждения,
забывают сделать окна для выхода нагретого воздуха! Получается еще хуже -
воздух зашел, нагрелся, а выйти некуда, получается своеобразная пробка,
очень неполезная для нашей начинки. Также хочется сказать, что для
правильного охлаждения, выходные окна должны быть примерно в два раза
больше входных.
Обтяжка
Ну, раз мы выбрали такую технологию изготовления крыла, никуда не
деться, нужно приклеить пленку. В принципе, можно было сделать крыло
полностью из потолочной плитки, хотя, может быть, получилось бы тяжелей,
кто знает?
Технология обтяжки очень проста. Приобретаем клей «Момент», для
эстетов – «Момент кристалл», промазываем переднюю и заднюю кромки,
лонжероны и нервюры – через одну. Пока клей подсыхает, отрезаем два
куска лавсана. Повторно промазав нужные нам места, накладываем пленку,
лишнее отрезаем острым ножом.
В первую очередь, когда клей высохнет, прогреваем утюжком проклеенные
места, а уже затем приступаем к основной протяжке пленки. Греть нужно
как можно осторожней, чтобы не оплавить и не покоробить наши нервюры.
Шасси
Для стоек шасси использовали стальную проволоку диаметром 2 мм.
Колеса – из детского металлического конструктора, но вариант плохой,
жестко очень, в дальнейшем заменили на нормальные - легкие и мягкие.
В принципе, можно обойтись вообще без колес, сделать проволочную лыжу
для защиты воздушного винта и все. Садим авиамодель все равно, в
большинстве случаев, в траву. Крепится шасси к фюзеляжу фанерной
накладкой с помощью винта М3. При неаккуратной посадке должна сломаться
прижимающая накладка, а не фюзеляж. Хвостовое колесо решили не делать,
ограничились проволочным костылем.
Сборка
Сначала устанавливаем крыло в фюзеляж, далее вклеиваем стабилизатор,
он должен быть строго параллелен крылу, а киль, соответственно, строго
перпендикулярен.
Никаких специальных навесов у нас нет, мы навешиваем рули «дедовским
способом»: нитками, пропуская их восьмеркой. У элеронов три места
навески, у стабилизатора с рулем высоты - четыре, а у руля поворота -
два.
Кабанчики вырезаем из подходящего пластикового уголка, вклеиваем их по месту. Устанавливаем рулевые машинки в крыло и фюзеляж.
Для тяг выбираем подходящую стальную проволоку. Никаких специальных
вилочек нет. На тягах делаем Z – изгиб, который продеваем в кабанчики и в
качалку рулевой машинки, после чего качалку крепим на свое место. Как
показала практика, соединение стабильно, никаких люфтов и прочих
неприятностей не наблюдалось. Также удобно, для точной настройки,
немного изгибать тяги, увеличивая или уменьшая их длину.
Двигатель крепим к переднему шпангоуту, регулятор закрепляем между
первым и вторым шпангоутом, пластиковым хомутом. Аккумуляторная батарея
крепится липучкой. Для этого на батарею клеим крючочки, а в фюзеляж
вторую, мягкую часть. Как показала практика, батарея держится очень
хорошо, даже вынимать ее нужно с определенным усилием. Система управления
На данной модели мы устанавливаем три микро рулевых машинки: одна в
центроплане крыла, будет шевелить нашими элеронами, две в хвостовой
части - на руль направления и руль высоты.
Приемник размещаем за третьим шпангоутом, в специальном, мягком
контейнере. Место это очень удачно, нам не нужно применять лишних
удлинителей, используем только один, идущий на рулевую машинку элеронов.
После установки батареи, приемника и рулевых машинок, изготавливаем
тяги. Для этого включаем передатчик, потом приемник. Смотрим на качалки
рулевых машинок, в идеале они должны встать перпендикулярно корпусу
сервы, если это не так, откручиваем и стараемся установить, как
положено. Теперь замеряем расстояние от качалок до кабанчиков и делаем
тяги.
Настраиваем аппаратуру радиоуправления
Отклонение рулей при одинарных расходах:
Элероны – 25°
Руль высоты – 15°
Руль поворота – 35°
Экспонента отрицательная – 30%
Отклонение рулей при двойных расходах:
Элероны – 35°
Руль высоты – 35°
Руль поворота – 45°
Экспонента отрицательная – 50%
С одинарными расходами будем летать как тренер, а с двойными – посмотрим…
У кого не позволяет аппаратура или вы не собираетесь выжимать из
самолета все, достаточно настроек, описанных мною, как одинарные
расходы.
После установки оборудования и окончательной настройки аппаратуры,
закрываем фюзеляж сверху - приклеиваем два куска потолочки. Если что, в
будущем, можно просто отрезать верх, произвести необходимые работы и
заклеить вновь.
Небольшая недоработка вышла с заменой аккумуляторной батареи. Для ее
замены необходимо снимать крыло, а потом крепить на место, неудобно
как-то. Также непродуманно получилось с возможностью временно отключать
аккумулятор, пришлось прорезать в борту два отверстия для выводов
контактов батареи и регулятора. Так что этот момент, в следующий раз,
стоит обдумать основательно. На то это и первая самодельная электричка,
чтобы все прочувствовать :)
Ну вот, самолет сделан, настроен, взвешен и измерен в тяговом отношении.
Что получилось
Самолет в сборе – 520 грамм, из них начинка – 300 грамм.
Винтомоторная группа в такой комплектации развивает где-то 550 гр. тяги.
Тягу специально никто не измерял, но, если держать модель вверх – она
висит! Винты GWS мне не понравились сразу, слишком хлипкие на вид, что
подтвердилось потом в полетах, при резких перегазовках появляется
флаттер. Отсюда вывод - заказываем APC, а пока летаем на самодельном
деревянном.
Облет
Как всегда бывает, после постройки авиамодели, погода сразу портится,
летать нет никакой возможности, а тут такое дело - облет! Всегда
интересно, как поведет себя модель в воздухе, как отработают все ваши
конструкторские и новаторские решения в деле. А тут такой ветер.
Поэтому, как подобает, штиля мы не дождались, поехали в поле.
Модель полетела сразу, правда ее болтало и сносило ветром. Забираемся
чуть повыше, пару щелчков триммера по крену и высоте, все, летим! Очень
непривычен звук электромотора после ДВС. Переключаемся на двойные
расходы, ну это что-то! Самолет висит, летает над головой, даже чувство
земли и гравитации притупляются. Такое ощущение, что летаешь в
симуляторе. Рисковать не стали и отлетали только один полет.
Далее полеты пошли динамичней, я выдавливал из этого самолета все,
что можно, а можно оказалось много, несмотря на тренерскую ориентацию.
Только «на ноже», ну никак ходить не хочет, все выворачивается :)
Обучение
Стоит сказать, что задолго до постройки нашей электрички, я занимался
с сыном на симуляторе, сначала на FMS, а потом на AFPD. Причем,
довольно скоро у него начало все получаться и, смоделированная
симулятором модель, стала возвращаться на землю в целости и сохранности,
даже в нужное место! Самым трудным, оказалось, остановить
новоиспеченного летчика от всякого там 3D пилотажа, а сконцентрироваться
на простых и несколько нудных маневрах: проходах над полосой,
разворотах по коробочке и т.д.
Так как тренерского шнура у нас нет, учились без него. Технология
дальнейшего обучения была проста до безобразия. Я взлетал, поднимался
повыше, потом сын вставал между мной и передатчиком, по команде я убирал
руки со стиков, а сын брал управление в свои руки. При малейшей
опасности, я перехватывал управление. Причем, как часто оказывалось,
совершенно зря, модель была под контролем. Так мы провели день полетов.
Наступило время и я сказал сыну: «Все, завтра ты полетишь сам!» Видимо нужно самому, в таких случаях, принимать решение.
На следующий летный день он взлетал и летал сам, единственно, посадки
еще не натренировали, пока сажу сам, но это временно. Вот как
получается, в современных условиях, благодаря авиамодельным симуляторам,
можно начинать летать без единого краша!
Счастливая жизнь электролета
Вот и долгожданный отпуск начался, мы засобирались в путешествие по
сибирской Швейцарии – Горному Алтаю. Вот она прелесть электричек – можно
взять с собой! Пару винтов, пару аккумуляторов, зарядник, работающий от
автомобильного аккумулятора и все!
Первый раз мой отпуск проходил без отрыва от полетов! Летали везде,
где была полянка, или, свободный от деревьев, пятачок. Оказалось, для
взлета и посадки хватает очень небольшого участка.
Но, кажущаяся легкость и простота управления, расслабляют. Все-таки
это настоящий самолет, хоть и маленький, требует к себе внимательного
отношения, аккуратности в пилотировании. Так, увлекшись экстремальным
пилотажем, я засадил наш самолет в лиственницу, даже толком не поняв,
как это произошло.
Самолет сняли, продиагностировали неисправности. Оказалось, что нам
повезло! Из потерь, только правая консоль крыла, ей достался сам ствол
этого величественного дерева. Что же теперь делать? Мы находились от
цивилизации очень далеко. Выручил, чудом обнаруженный, в одной из машин,
клей, а кусок прозрачного скотча отодрали от какой-то коробки. Через
два часа, наш выздоровевший самолет поднялся в воздух на свежезаряженной
батарее! Этот случай научил нас тому, что в следующий раз, к набору
оборудования обеспечения полетов электрички, нужно все-таки брать с
собой скотч и клей.
Сейчас, этот «ветеран», имеющий за плечами не один десяток часов
налета, морально для нас устарел, и мы подумываем списать его в запас. В
настоящее время, занимаемся изготовлением новой авиамодели, более
продвинутой в пилотажном плане, описанием которой займемся позже.
Источник: http://www.avmodels.ru |