Покупаем ДВС для модели самолета.Если хотите купить отечественный двигатель (МДС) для модели самолета, изучите нижеследующее наставление.
Отправляясь покупать, следует иметь при себе:
- свечной ключ (поставляемый с двигателем, может оказаться запакованным, а значит недоступным); - воздушный винт, желательно деревянный, шаг и диаметр роли не играют, а вот диаметр отверстия - да (чтоб можно было установить на вал); - шприц 5-10 см. куб. с топливом, приготовленном на основе этилового (винного!) спирта.
Естественно, всё это должно быть завёрнуто в, идеальной белизны, тряпочку.
Выбирая двигатель, надо обратить внимание на следующее:
1. Вал (он смонтирован в подшипниках качения), не должен иметь осевого разбега. Это надо проверить так - навинтить гайку на резьбу вала, да так, чтобы можно было на кончик вала надеть прилагаемую шайбу и он, вал, не выступал. Упирая в ладони рук упомянутую шайбу и заднюю стенку мотора, попытаться вдавить, внутрь двигателя, вал. Если Вам это удалось и после приложения усилия, вал стал вращаться не так легко как раньше - двигатель в коробку и просите следующий - прослаблены посадки на валу и в теле картера. Последствия - быстрый выход из строя цлиндро-поршневой группы.
К сожалению, не всегда удаётся, таким способом, "поймать" люфт - в случае, когда упорная шайба винта, насажена на хорошо подогнанную цангу, осевого разбега вала в подшипниках, не будет. В таком случае, установите на вал винт и затяните. Вал должен вращаться с прежней лёгкостью. Попытайтесь подвигать вал с установленным винтом, в осевом направлении. При подозрении на люфт - просите другой двигатель.
2. Выверните свечу накаливания. Вращайте за винт вал двигателя. В положении ВМТ должно ощущаться некоторое прихватывание поршня. Это нормально - хуже, когда этого нет.
3. Установите поршень в ВМТ, покачайте винт в плоскости вращения, должен ощущаться небольшой 5-10 градусов люфт. В любом другом положении поршня, люфта ощущаться не должно.
4. Залейте в карбюратор 2-2.5 см. куб топлива. Покрутите винт в разные стороны - должна ощущаться лёгкость хода. Вращая винт в рабочем направлении, Вы должны ощутить, сопротивление вращению до момента открытия перепускных окон, а за ним услышать хлопок. Поднесите к уху двигатель, ориентированный к Вам свечным отверстием. Вращайте винт в рабочую сторону со скоростью 1 - 1.5 об/сек - Вы должны ощутить заметные толчки воздуха и услышать чёткие хлопки - это говорит о способности двигателя совершать наполнение цилиндра свежей топливно-воздушной смесью.
5. Вверните свечу. В момент начала такта сжатия - когда поршень перекрывает выпускное окно, впрысните в него, топлива столько, сколько необходимо, чтобы видимая часть поршня, оказалась полностью в топливе( цилиндр двигателя при этом, должен быть расположен горизонтально), продолжайте вращать вал, производя при этом "такт сжатия". Наблюдайте за наличием пузырьков в налитом вами топливе - по их количеству можно судить о качестве подгона поршня. Хорошо, если их вообще не будет.... Поверните двигатель цилиндром вверх. Произведите несколько рывков иммитируя запуск. Посмотрите в открытое выхлопное окно - должен быт виден топливный туман, сдуйте его, повторите. Двигатель, отобранный таким образом, будет работать.
Я, специально, ничего не говорил о карбюраторе - это целая тема, которая прекрасно изложена в статьях Валентиныча (Glider).
Хочу добавить. Дома, после покупки, демонтируйте заднюю крышку. Понаблюдайте, при вращении вала, за нижней головкой шатуна - нежелательно сползание шатуна с мотылевой шейки вала. Если такое есть, то Вам надо чуток доработать двигатель - есть два варианта: один - закрепить на внутренней поверхности задней крышки, тонкую стальную пластину (0.2-0.3) - приклепать в центре, или, договорившись с любым токарем, выточить новую стальную заднюю стенку (что предпочтительней) торец внутренней поверхности которой - полировать.
Перед обкаткой полностью разберите двигатель, тщательно промойте в бензине. Все поверхности, на которых могла остаться окалина, надо зачистить мелкой водостойкой шкуткой с керосином, защищиая при этом, шлифованные поверхности.
Обязательно демонтируйте поршневой палец. Если он полый, то чаще всего, отверстие после калки не чищено - там полно окалины, а она - образив. Монтируя шатун, палец и поршень особо обратите внимание на посадку стопорных колец - убедитесь, рассмотрите в лупу, что кольца сели в свои пазы!!!
Гильзу цилиндра, при наличии фаски между зеркалом и привалочной поверхностью, надо отторцевать (у токаря) и заказать (у него же) шайбу - прокладку толщиной со снятый материал - обеспечить первоначальную высоту монтажа головки.
Если сделать эти небольшие доработки, то двигатель станет прогнозируемым, а ресурс - возрастёт. Далее, подбирая степень сжатия, топливо, винты, можете добиться от него, очень "приличных" результатов.
Удачи.
Источник: http://www.aviahobby.at.ua/_pu/0/66595151.jpg |