Вторник, 21.11.2017, 20:34

Avia-Hobby

Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Категории раздела
Погода
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 38
Мини-чат
500
Статистика


Отдых и развлечения :: Хобби Весь интернет в одном каталоге! Каталог ссылок, Top 100.  каталог сайтов русскоязычного интернета
Каталог ссылок, Top 100. Украина онлайн

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Радиоуправляемые Вертолеты » Вертолеты

Настройка тренировочного вертолета

Настройка тренировочного вертолета

Автор: Шон Китчен с дополнениями aarc
Перевод: Aarc

Современная индустрия радиоуправляемых вертолетов, без сомнения, на подъеме - это увлечение захватывает все новых и новых людей. И дело не только в том, что качество моделей растет из года в год, но и в том, что цены на вертолеты начального уровня снижаются. Модели ARF (Almost Ready to Flight - англ. Почти готов к полету) занимают все большую долю рынка и сейчас отличный момент для того, что бы начать заниматься радиоуправляемыми вертолетами.

Один из вопросов, с которым новичку придется разобраться в первую очередь: а правильно ли настроена моя модель? Для требовательного 3D пилота вертолет можно настроить на резкое, агрессивное управление, а для новичка на спокойное, с плавными реакциями. Часто у молодого пилота нет четкого понимания, как настраивать скорость реакции вертолета, и рядом нет опытного пилота, который бы помог в этом разобраться. В этой статье будут освещены основные моменты настройки, с помощью которых пилот сможет подготовить свою модель для тренировок. В статью вошли следующие категории настроек: механические настройки самого вертолета, программная настройка передатчика, а так же аксессуары, которые можно купить для обучения.

Механическая настройка

Сервоось (флайбар) и лопатки

Соответствующий подбор лопаток и настройка флайбара оказывают наиболее заметный эффект на поведение модели. Для молодого пилота ключевое слово настройки - "стабильность", поэтому, чем толще и тяжелее лопатки, тем лучше. Штатные лопатки вертолетов Hirobo Evo 30/50 позволяют пилоту изменять вес за счет медных и свинцовых грузов, которые устанавливаются в наступающую грань лопатки. Если ваш вертолет позволяет устанавливать грузы в лопатки, лучше оставить их на этапе начального обучения. Вертолеты, которые не имеют регулируемых лопаток, обычно поставляются с наиболее тяжелыми лопатками, которые так же подходят для обучения. Обратите внимание на то, что некоторые наборы поставляются с облегченными лопатками для агрессивного полета, такие лопатки подходят для начинающих осваивать науку пилотирования. Если ваш вертолет поставляется с легкими лопатками, есть смысл приобрести комплект лопаток, которые больше подойдут для обучения. Если вы не уверены в том, какие лопатки у вас в комплекте или в том какие лопатки приобрести, поспрашивайте у более опытных товарищей или обратитесь за помощью на форум.

Для справки: Штатные лопатки вертолета Align Trex 600N весят 18 грамм и допускают установку грузов, лопатки из комплекта Trex 600NSP весят 12 грамм и заточены под 3D, с ними вертолет очень отзывчив и способен на быстрые перевороты. Штатные черные лопатки вертолета Thunder Tiger Raptor 30/50 - тяжелые, весят 30 грамм, и делают вертолет очень спокойным.

пример лопаток разного веса

Настройка мини электро-вертолетов будет несколько другой.

Поскольку выбор лопаток для мини-вертолетов практически отсутствует, применение грузов на флайбар поможет решить задачу. Двигая грузы на оси флайбара ближе к лопаткам вы получаете тот же эффект что и при установке более тяжелых лопаток. Преимущество применения грузов на флайбар в том, что они позволяют менять фактический вес лопаток без дополнительных вложений. Новичкам есть смысл установить грузы максимально далеко от основного вала и по мере обучения отодвигать грузы от лопаток, обостряя реакции вертолета. По этой причине легкие лопатки в сочетании с грузами могут стать недорогой заменой тяжелых лопаток.

Легкие лопатки и грузы на флайбаре вертолета 450-ого класса.

Настройка миксера Белла-Хиллера

Не все вертолеты имеют подобную возможность, но это очень ценная настройка для тех, у кого она есть. Миксер Белла-Хиллера определяет отношение прямого управления шагом от тарелки перекоса (составляющая Белла) к управлению шагом от флайбара (составляющая Хиллера). Вертолет с чистым управлением Белла имеет тарелку перекоса напрямую соединенную с цапфами лопастей. Такая конструкция дает очень маневренный вертолет, который не выглядит особо стабильным (aarc: подобная схема характерна для вертолета, подготовленного для установки системы стабилизации типа Mikado V-bar, Skookum, CSM Cyclock). Чистая система управления по Хиллеру, та, в которой тарелка перекоса соединена с флайбаром и флайбар в свою очередь управляет шагом лопастей (aarc: например, вертолет Esky Honey Bee FP).

Результат - очень стабильный вертолет, которому не хватает чистоты прямого управления системы Белла. Настройка с помощью миксера Белла-Хиллера позволяет получить желаемую отзывчивость вертолета на управление.

Миксер Белла-Хиллера

Для начинающего пилота желательно более высокое отношение составляющей Хиллера. Прежде чем делать настройку, проконсультируйтесь с инструкцией к вертолету, поскольку способ настройки миксера Белла-Хиллера у разных моделей может отличаться. Чаще всего более высокий процент составляющей Хиллера в настройках будет называться "stability" или "training". Как упоминалось ранее, не все вертолеты имеют подобную настройку, поэтому обратитесь к инструкции, что бы проверить, имеет ли ваш вертолет такую возможность.

Рычаги washout

Еще одна настройка, которая есть не у всех вертолетов, но может быть очень полезна, если доступна. С одной стороны рычаг washout соединен с рычагом управления флайбаром. Если с этой стороны на рычаге есть более одного отверстия для крепления шарового наконечника, то, закрепляя шарик ближе к основному валу, мы уменьшаем рычаг и как результат, флайбар отклоняется на меньший угол, что в свою очередь ведет к замедлению реакций вертолета на циклический шаг.

Рычаг wash-out с возможностью регулировки плеча.

Рычаг wash

Демпферы основного ротора

Мягкие демпферы смягчают реакции вертолета при висении, что для новичка очень ценно. Большинство ARF наборов комплектуется мягкими демпферами с низким индексом твердости. Зачастую, производители предлагают демпферы различной твердости для своих вертолетов. Твердость измеряется методом Шора. Более высокий рейтинг означает более жесткие демпферы, низкий рейтинг - мягкие демпферы.

Для справки: для Trex 600 доступны демпферы с твердостью 70, 80 и 90 единиц по Шору. Демпферы с жесткостью 70 единиц - наиболее мягкие, сглаживают реакции вертолета на управление и отлично подойдут новичкам.

Различные варианты демпферов для одной модели вертолета

Некоторые вертолеты имеют специальные шайбы, которые устанавливаются на межлопастной вал между цапфой и хабом и служат для повышения жесткости демпферов. Если возможно убрать эти шайбы, это так же позволит уменьшить твердость демпферов. Проконсультируйтесь с инструкцией на предмет того, как можно настроить твердость демпферов вашего вертолета.

Программная настройка

Экспоненты

Это настройка, которая позволяет изменить перемещение сервопривода в положениях близких к центру по отношению к перемещению стика на пульте. Увеличивая экспоненту, мы уменьшаем чувствительность стика в околонулевой зоне, но при этом максимальное перемещение сервопривода в крайних положениях стика остается доступно.

Экспонента

Для новичка небольшая экспонента на циклическом шаге (элероны и элеватор) позволит избавиться от дерганого поведения вертолета при висении, но при этом сохранит достаточно расходов для мертвых петель, бочек и тому подобного. Для начала можно установить экспоненту в 10%-15%, но будьте осторожны, экспонента в 40%-50% и выше сделает вертолет практически не реагирующим на управление в средних положениях стика, а ближе к крайним положениям вертолет будет внезапно и резко реагировать на команды. Производители радиоаппаратуры по разному считают экспоненту. Для некоторых необходимо установить положительную экспоненту, чтобы затупить реакции в центре стика, для других нужно устанавливать отрицательную экспоненту. Внимательно изучите инструкцию к конкретно вашей аппаратуре, поскольку установка противоположной экспоненты наоборот обострит реакции в центре стика и вертолет будет очень резким.

Лимиты (EPA – End Point Adjustment, ATV – Auto Travel Volume)

По сути EPA и ATV это одно и тоже, просто носит разное название у разных производителей. Лимиты линейно ограничивают максимальное перемещение сервоприводов. После сборки вертолета эта настройка позволяет, к примеру, уменьшить максимальный доступный циклический шаг с 7 градусов до 6 и тем самым уменьшить максимальное отклонение лопаток флайбара, аналогично механической настройке плеча рычагов wash-out, описанной ранее. Внимание, использование слишком малого значения расходов на циклическом шаге может сделать вертолет вялым и он не сможет адекватно управляться при определенных условиях. Например, уменьшение циклического шага на 2 градуса сделает вертолет спокойным и легким в управлении, но с другой стороны, такой вертолет будет плохо противостоять порывам ветра или не сможет вырулить из критической ситуации.

Внимание! Не используйте лимиты для уменьшения циклического шага на CCPM вертолетах, вместо этого используйте меню настройки микширования тарелки перекоса (swash mix).

Лимиты это глобальные настройки, они влияют на все полетные режимы. И хотя лимиты могут использоваться для настройки поведения вертолета, лучше рассматривать их только как часть механической настройки, что бы в крайних положениях сервоприводы не упирались в детали вертолета.

Двойные расходы

Считайте, что двойные расходы это своего рода переключаемые лимиты. Двойные расходы позволяют пилоту уменьшить ход сервоприводов когда режим включен и при этом иметь полный ход когда режим выключен.

Двойные расходы

Наиболее характерное применение двойных расходов: уменьшение расходов до 70%-80% в нормальном режиме для висения и 100% для аэробатики (пролеты, петли, бочки и пр. маневры в режиме Idle-up). Используя подобную технику, пилот может уменьшить чувствительность вертолета на висении и при этом иметь полный контроль над моделью при выполнении аэробатических маневров.

Настраивая двойные расходы нужно помнить о том, чтобы не переборщить. Слишком низкий процент двойных расходов может сделать модель слабо реагирующей на управление и не способной противостоять внешнем воздействиям. Как специи в еде, двойные расходы требуют умеренности.

У двойных расходов есть преимущество перед экспонентой - это однозначная, линейная реакция на управление. Не бойтесь экспериментировать и найти метод регулировки, который вам больше всего подходит

Аксессуары

Тренировочные шасси

Для новичка первое время наиболее сложный и отнимающий внимание маневр это взлет и посадка. Как только вертолет начинает отрываться от земли, можно случайно перевернуть его. Что бы этого не произошло, можно использовать тренировочное шасси, которое, на поверку оказывается, не только забавными шариками на палках, но и приспособлением, которое увеличивает площадь опоры вертолета и снижает риск опрокидывания.

Вертолет с тренеровочными шасси

Как только пилот освоится со взлетом и посадкой, шасси можно снять и продолжить тренировки без них, не меняя остальных настроек вертолета.

Деревянные лопасти

Хотя даже с натяжкой лопасти сложно назвать приспособлением для обучения, тем не менее, у деревянных лопастей есть положительные моменты для новичка. Во-первых, такие лопасти намного дешевле карбоновых или стеклопластиковых, а следовательно на ремонт потребуется меньше денег. Во-вторых, деревянные лопасти обычно имеют более высокий профиль, чем карбоновые и стеклопластиковые, что позволяет уменьшить обороты основного ротора и сделать поведение модели более спокойным. И в-третьих, снижение расходов на ремонт психологически дает новичку возможность спокойнее летать, не испытывая страха перед возможностью уронить произведение искусства из алюминия и карбона стоимостью $2000. А опыт балансировки деревянных лопастей даст необходимые в вертолетном деле навыки.

Пластик или алюминий?

Всегда есть соблазн купить алюминиевый апгрейд для вашего вертолета, но для новичка есть смысл использовать родные пластиковые детали на этапе обучения. Их дешевле заменить после неизбежных падений и так же как с деревянными лопастями, перспектива ремонта не так пугает.

Пластик или алюминий?

Компьютерные симуляторы полета

Трудно переоценить важность хорошего симулятора. Для новичка симулятор это возможность изучит основы пилотирования, и получить базовые навыки без риска разбить реальную модель. Большинство симуляторов сегодня предлагают очень реалистичное поведение виртуальной модели. Некоторые симуляторы поставляются с отдельным пультом для подключения к компьютеру, в то время как другие, с помощью адаптеров, подключаются к аппаратуре пользователя. В любом случае для реанимации упавшей модели нужно лишь нажать на кнопку.

Экран настройки модели в симуляторе Phoenix Sim.

Приведем список некоторых хороших симуляторов доступных сегодня: Real Flight G4.5, Reflex XTR, Phoenix-sim и FS One. В Интернете так же доступны бесплатные симуляторы, которые можно свободно скачать, но из-за ограниченных возможностей физической модели, такие симуляторы не стоит использовать для обучения. Не пожалейте дополнительных денег и приобретите хорошо известный платный симулятор и вы сами скажете себе за это спасибо. Если симулятор помог вам избежать реального падения, считайте, что он себя окупил.

Заключение

Как видите, необязательно мириться с заводскими настройками вертолета. Несколькими приемами вы можете сделать его более дружелюбным и подходящим для обучения. Не бойтесь залезть в настройки поглубже.



Источник: http://www.avmodels.ru/models/rcheli/helinastr01.html
Категория: Вертолеты | Добавил: 662-1332 (09.06.2011) | Автор: Кирьяненко Александр | E-mail: 662-1332@mail.ru 
Просмотров: 6223 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Нравится